Как гласит легенда, предки маремм, или мареммано-абруццких овчарок, как называют за пределами Апеннин эту породу, в Италию прибыли вместе с прародителем народа Энеем, который покинул сгоревшую Трою. Можно предположить, что история возникновения берет свое начало, когда части арийских племен мигрировали на запад Европейского континента с Тибетских возвышенностей. Тогда кочевников сопровождали степные мастифоиды, так называли догообразных собак, которые в своем ответвлении позже, в кинологии классифицируемом как «пастушья собака» (canis pastoralis), явились архетипом для следующих пород: кувас, чувач, татра, эллинская овчарка, пиренейская горная, мареммано-абруццкая овчарка.
Доподлинно известно, что прямые предки псов, именующиеся на сегодняшний день мареммано-абруццкими овчарками, сторожили отары и стада состоятельных этрусков и римлян, а также охраняли их дома и виллы, хотя в древней Италии для защиты жилища обычно применяли canis Epiroticus – эпирских молоссов. Изображения «первых маремманов» можно встретить на древних италийских барельефах и саркофагах. Не один раз эти псы упоминаются в сочинениях античности. По свидетельству ученых, они инстинктивно охраняют, не требуется вмешательство или присутствие человека, так как эти псы обладают врожденным высочайшим чувством ответственности.
Первейшее сообщение об этих псах относится ко II веку до нашей эры. В сочинении известного римского политика, цензора Марка Порция Катона «De Agri Cultura» четко прослеживается отличие canis pastoralis от массивных, гладкошерстных псов canis Epiroticus и спартанских собак Canis Laconicus, которые были предназначены для охоты, быстроногих с короткой шерстью и коричневым окрасом. Сто лет спустя Марк Теренций Варрон (латинский эрудит) в своей работе под названием «De Rerum Rusticarum» дает наиболее детальную характеристику этим псам: «Собака представляет собой стража скотины, которая в ее защите очень нуждается, особенно — козы и овцы, на которых обычно нападают волки, и (следовательно) мы им противопоставляем защиту собаками. Эти псы должны быть крупными, скуластыми, с желтоватыми или черными глазами, скорее черными губами, пропорциональными ноздрями, с огромной головой, висячими большими ушами, мощной шеей и мощным затылком, с низким голосом, пышным хвостом, широкой пастью, преимущественно белого окраса — так, чтобы быть похожим в темноте на льва. Чтобы не были они зверями уязвимы, им одевают на шею ошейники... с выступающими наружу гвоздями из жесткой кожи и внутри покрытые мягкой кожей...»
В I веке нашей эры Юний Модерат Колумелла (римский писатель) в трактате под названием «De Re Rustica» еще намного подробнее описывает «первых маремманов»: Этот пес не должен быть ни столь быстрым и легким, как те, что гонят оленей и ланей... ни столь тяжелым и большим, как те, что охраняют амбар и дом, но плотным, неистовым и боевым, потому что держат его именно для того, чтобы он сражался и боролся. Должен он также и бегать уметь, на тот случай, если возникнет необходимость преследовать хищника.
Поэтому, предвидя подобные случаи, будет лучше, если телом этот пес будет длинным и гибким, нежели коротким и квадратным, так как приходится ему иногда пускаться вдогонку за диким зверем. Что касается других частей его тела, то они идеальные, если они у него такие же, как у дворовых псов. Следует им давать клички не очень длинные, чтобы они на зов спешили сразу же, однако они должны быть не менее чем из 2-ух слогов...»
Самостоятельное произведение «Пасторальное право», которое принадлежит перу Стефано Ди Стефано – неаполитанского юриста – появляется в 1731 году. В нем кроме сложения пса, его характера еще описывается и рацион – ячменная мука и хлеб, смешанные с сывороткой из молока...
В 1804 году очень красноречиво высказался об охранных качествах этих овчарок Винченцо Дандоло. Он беспокоился за сохранность овец, которых пригнал в окрестности города Варезе из Испании, и подумал о том, чтобы к ним приставить собак. Однако маремманов в тех краях было не сыскать — и чтобы их привезти, ему пришлось в пути провести целых восемь дней. Как видно, его старания напрасными не были: «Любой может быть спокоен, — писал он в собственных записках, к ним прилагался даже рисунок с изображением пса, — если является владельцем одной или двух пастушьих собак».
В 19 веке к италийскому псу за границей начинают проявлять интерес. Английский «Penny Magazine» в 1833 году публикует подробную статью о нем. Описанием пса пестрят и путевые заметки англичан.
Общее описание: собака достаточно крупная, сложение мощное, внешность природная и величественная в то же время.
Основные пропорции: длина морды на одну десятую часть короче, чем длина черепа, длина головы равна четырем десятым высоты в холке; длина спины больше, чем высота в холке на ее одну восемнадцатую. Высота в груди на половину меньше, чем высота в холке.
Уши: достаточно подвижные, висячие. Имеют треугольную форму. У собаки средних размеров длина уха не превышает 12 сантиметров.
Голова: плоская, крупная, клинообразная, чем-то напоминает голову медведя (белого).
Шерсть: достаточно густая, длинная, прилегает к телу хорошо, жесткая на ощупь. На шее образуется некоторое подобие гривы. На черепе, морде и ушах, шерсть наоборот, — достаточно короткая. Полупрозрачный волос. На спине длина шерсти достигает восьми сантиметров. Подшерсток только в зимний период обилен. (Шерсть этой овчарки самовосстанавливающаяся: она высыхает быстро и не никаких следов грязи оставляет на себе.)
Окрас: белого цвета, допускаются пятна цвета «бледного апельсина», слоновой кости, или «бледного лимона».
Рост: у кобелей высота в холке составляет от 65 до 73 сантиметров; у сук высота в холке составляет от 60 до 68 сантиметров. Вес кобелей составляет от 35 до 45 килограммов; вес сук составляет от 30 до 40 килограммов.